EICPA - CPA Eurasia

Log in

Аутсорсинг

03/01/2009 21:04 | EICPA/CPA Russia (Administrator)

EICPAАутсорсинг – далеко не новая бизнес-концепция. Правители древности умножали силы своих армий, призывая в их ряды иностранных наёмников, а современные компании переносят производство в такие уголки мира, где их затраты будут минимальны. Таким образом, современную международную торговлю можно считать отражением всех форм аутсорсинга, в дополнение к традиционному снабжению.

Следующие два явления объясняют причины аутсорсинга:

  • Потребность – как, например, дополнение или поддержка существующих ресурсов;
  • Себестоимость – работа на условиях аутсорсинга с поставщиками сырья, деталей, комплектующих или готовой продукции, расположенными вдали от оригинального завода изготовителя.

При рассмотрении более масштабных результатов применения этой или адаптации традиционной бизнес-модели мы сталкиваемся с:

  • Возможным сокращением рабочих мест на исходном предприятии – на смену сокращённым сотрудникам придут рабочие, проживающие в новом регионе производства;
  • Возможной утратой контроля качества, поскольку существующие методы управления производством и товарных испытаний при передаче процессов на аутсорсинг не сохраняются.

В случае масштабного, если не избыточного, аутсорсинга в одной из отраслей могут возникнуть значительные социально-политические последствия на макроуровне. Однако сложно будет удержать предприятия от поиска экономически выгодных и прибыльных альтернатив или остановить этот процесс, если местная сырьевая база или производители не в состоянии конкурировать с поставщиками или производителями из других регионов.

Безусловно, сторонние поставщики услуг по договору аутсорсинга выигрывают в плане увеличения числа рабочих мест и дохода, а также повышения квалификации и обмена технологиями. Но при этом они зависят от заказов или контрактов других предприятий, нередко расположенных в других уголках мира, и в этой связи сталкиваются с проблемой цикличности бизнеса. По сути, спрос на услуги аутсорсинга может пропадать так же легко, как и появляться.

Как правило, мы предполагаем, что коммерческие преимущества аутсорсинга определяются низким уровнем заработной платы и низкоквалифицированным трудом. Передаваемая на аутсорсинг работа обычно представляется нам прозаической и однообразной, совершенно не походящей или нежеланной местным населением, которое обладает куда более высокой квалификаций и менее склонно к такому труду. Однако в большинстве случаев наёмные работники никак не влияют на решение об аутсорсинге. Всё определяется прибылью и выгодами аутсорсинга, а компании могут передавать на аутсорсинг как производство продукции, так и оказание услуг.

Повсеместный и наращивающий темпы переход от производственной экономики к экономике услуг имеет тенденцию к усилению аутсорсинга, отображая всё возрастающие требования бизнеса. Безусловно, объём аутсорсинга зависит от множества факторов, в том числе от конкретной отрасли, масштаба и потенциала конкуренции, а также искомого уровня прибыли и затрат.

Очевидно, что местная экономика может оказаться не готова к возросшему спросу в отдельных сегментах, отраслях и регионах. Более высокий спрос может сопровождаться повышением квалификации местных работников при сохранении разницы на уровне издержек. Таким образом, аутсорсинг будет существовать всегда, что подтверждается успехом, например:

  • Китая – в сфере производства; и
  • Индии – в сфере технологий и организации контактных центров.

С точки зрения поставщика продукции и услуг при оценке возможности аутсорсинга следует в первую очередь учитывать сравнительные преимущества. И, как уже отмечалось, важным фактором здесь является не только себестоимость, но и качество.

Бухгалтерский учёт и аутсорсинг

В сфере бухгалтерского учёта целесообразность аутсорсинга определяется теми же ключевыми аспектами, что и в других отраслях, – себестоимостью и качеством. И всё же следует иметь в виду, что профессиональные бухгалтеры CPA заняты оказанием качественных услуг, которые есть не что иное, как средства получения и ведения бизнеса своих клиентов.

Можно предположить, что бухгалтеры – потенциальные получатели передаваемых на аутсорсинг услуг, потому как стоимость консультирования по вопросам бухучёта и оказания учётных услуг меньше стоимости содержания клиентом собственного бухгалтера с полной занятостью. Безусловно, существует вероятность, что для выполнения объёма учётных услуг, необходимых компании, потребуется сотрудник на полный рабочий день, который будет выполнять весь объём учётной работы. Как мы видим, в некоторых случаях предприятия нанимают сразу несколько бухгалтеров, так как их объём работы оправдывает такие вложения в персонал и соответствующие расходы на заработную плату.

Однако следует заметить, что предприятия, как правило, нуждаются в профессиональных учётных компетенциях в ряде областей, а именно, в сфере финансового планирования, финансовой отчётности и налогообложения. В этой связи становится всё труднее найти приемлемые источники необходимой учётной квалификации внутри самой компании, особенно когда речь идёт о малых и средних предприятиях. Как правило, компаниям дешевле обратиться за услугами к профессиональному бухгалтеру, особенно он специалист, постоянно занятый в данной сфере и осведомлённый обо всех нововведениях. Таким образом, консультации специалиста по бухгалтерскому учёту становятся более доступными.

Вне зависимости от обстоятельств, особенно когда речь идёт о профессиональном бухгалтерском учёте, аутсорсинг – это:

  • Доверие – в части качества и эффективного вложения средств; а также
  • Сотрудничество – в совместной с клиентом работе на достижение общей профессиональной цели.

Возможности аутсорсинга безграничны, и профессиональным бухгалтерам их следует рассматривать сквозь призму услуг действительным или потенциальным клиентам, услуг, призванных повысить эффективность бизнеса. Таким образом, сотрудничество – прямой путь к коммерческому успеху и созданию надёжной репутации, которая будет привлекать внимание других участников рынка, стремящихся воспользоваться предложением и услугами профессионального бухгалтера CPA.


Корнелис Рейман, Ph.D, FCPA (Австралия), FCPA (Сингапур), CPA (Russia), действительный член Института присяжных бухгалтеров и дипломированный секретарь, в качестве консультанта менеджеров высшего звена применяет навыки запуска, повышения оборачиваемости и развития бизнеса. Также является Независимым директором Палаты Профессиональных Бухгалтеров Республики Казахстан. Ранее – Президент CIPAEN Inc., организации экономического развития, продвигающей международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) на постсоветском пространстве.



EICPA® | CPARussia® | CPARus®
Авторское право © EICPA, 2013 – 2017 г. Все права сохранены.

T: +7 (495) 150-19-57